Источник и Закон
Наиболее разумные люди осознают, что у всего в этом мире есть причина. Причиной появления ребенка н свет являются его родители, причиной химической реакции – сочетание элементов. «Брахма самхита» называет Господа «причиной всех причин» (сарва каранам карана). Все мы личности (субъекты), и Он также является Личностью (Сверхсубъектом).
Большинство религий говорит о Боге как творце вселенной и грозном судье. Но, глубоко осознав то, что Бог является источником всего на этой земле, мы вряд ли заинтересуемся тем, что Он творец или судья. Скорее, нас заинтересует то, что Он – источник любви, красоты и счастья. Ведь именно в поисках этих вещей мы проводим свою жизнь.
Мужское и женское начала
Повсюду в этом мире мы видим сочетание мужского и женского начал. Веды открывают, что в Абсолюте также присутствует не только мужской, но и женский аспект. Из отношений Абсолютной Красоты и Абсолютной Любви проистекают отношения всех живых существ.
Три аспекта Абсолюта
Брахман - это всеохватывающий аспект Всевышнего. Когда говорят, что «Бог велик» - это принцип Брахмана. Веды описывают Брахман как безграничное море сознания. Мир материи плавает в нем, подобно айсбергу. Душа также является частицей вечного Брахмана, временное материальное тело - лишь одежды души. Один из афоризмов «Веданта-сутры» гласит «ахам брахмасми» - «я - бессмертная душа», «я не есть это тело».
Взору просветленных йогов Брахман предстает как ослепительное море духовного света. Он состоит не из фотонов, а из душ - духовных искр, пребывающих на границе духовного и материального миров. Однако Брахман скрывает собой мир Бога, где Всевышний предстает как Личность в своем всепривлекающем аспекте. Поэтому в «Иша-упанишаде» (15) святой молится: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему слуге».
Параматма - это всепроникающий аспект Всевышнего, Сверхдуша. Когда говорят: «Бог все знает, все контролирует, Бог в каждом сердце и в каждом атоме» - это принцип Параматмы. Слово "парама" означает "верховный". Существует два вида душ: индивидуальная душа (джива-атма) и Господь, или Сверхдуша (Парам-атма). «Катха Упанишада» (1.2.20) сравнивает атму и параматму с двумя птицами, сидящими на одном дереве: «Как Сверхдуша, так и индивидуальная душа располагаются на одном и том же древе тела, в одном и том же сердце живого существа».
Бхагаван - это всепривлекающий аспект Всевышнего, Личность Бога. Мы знаем, что сотворены «по образу Божьему». Господь - Личность, которая обладает всеми совершенствами. Веды описывают, что только Господь в полной мере обладает такими качествами как красота, сила, слава, богатство, знание и отреченность. Красота Господа является его главным достоянием. Речь идет не только о внешней красоте, но и о красоте сердца Господа. Он наиболее любящая и сострадательная Личность во всем мироздании, поэтому все религии свидетельствуют «Бог есть любовь». Великий святой Джива Госвами объясняет слово «Бхагаван» так: «Бхагаван - это Личность, при встрече с которой душа естественным образом полностью посвящает себя Ему».
Комментариев нет:
Отправить комментарий