пятница, 6 апреля 2012 г.

Чувство целостности бытия



Приходилось ли вам следить взглядом за парящим полётом хищных птиц над степью в знойный день? Хорошо наблюдать за ними с высоты холма над рекой, когда открывается широкая панорама пойменных лугов и излучина реки, тогда кажется, что ты утрачиваешь тяжесть своего тела и паришь рядом с птицами. Смотришь на мир их зоркими глазами и…чувствуешь себя счастливым человеком.
Однажды я наблюдала за парой ястребов. Один опытный ястреб обучал молодого слётка полёту. Птицы повторяли фигуры высшего пилотажа, необходимые для резких рывков во время охоты. Затем они «легли крылом» на поток теплого восходящего воздуха и стали плавно подниматься вверх до тех пор, пока не превратились в слабозаметные точки.
Любой биолог объяснит вам полёт птицы-хищника как необходимый этап охоты. Зоркое зрение, парящий полёт - условия для поиска добычи. Но наблюдения доказывали, что птицы парят значительно выше, чем это необходимо для высматривания добычи. Два ястреба, удаляясь в небо, не только приобретали навыки для охоты, но и…. наслаждались полётом, сливаясь с воздушным потоком в единое целое.
Любуясь полётом птиц, я испытывала такое же чувство, оно соединяло меня, птиц, ветер, солнце и весь мир в единое целое. Это чувство можно назвать чувством целостности бытия.
Чувство целостности бытия испытывала, когда ночью наблюдала с борта катера светящиеся силуэты плывущих дельфинов. Они плыли, подчиняясь своим инстинктам, оберегая детёныша в центре стаи, но при этом я ощущала, что дельфины наслаждаются морем, теплом, скоростью, а ещё тем, что они вместе.
Это же переживала, когда мой маленький сын, обхватив меня ручонками, засыпал рядом, уткнувшись в щеку, тогда вся Вселенная сосредотачивалась в нас и превращалась в защитный кокон.

Такое же чувство испытывала в детстве, когда, проснувшись, видела блики солнечных пятен на полу моей комнаты, а из кухни слышала бодрый и радостный голос мамы. Она разговаривала с папой на кухне, а впереди был целый тёплый день, наполненный птичьим гомоном, лаем щенка Тузика, игрой в «жмурки» и бегом босиком.
Или, когда июньской ночью засыпала под звёздами на хуторе моей бабушки Буни, было так хорошо от стрекотания кузнечиков, шороха листьев старого тополя и звёздного света. Чем старше я становилась, тем реже ощущение целостности бытия посещало меня. Целостность существовала, но я начинала терять дорогу к ней.
В. И. Вернадский запишет в своём дневнике в 1925 году: «В сущности, та бесконечность и беспредельность, которую мы чувствуем вокруг в природе, находится и в нас самих. …Вся жизнь и все наиболее сильные её переживания – мгновенны и далеко не достигают хотения. В любви, в мысли, в успехах, в достижениях, в глубочайших переживаниях и подъёмах личности – всегда, когда начинает подходить разум – чувствуешь мгновенность и недостаточность пережитого по сравнению с внутренней сущностью! То же величайшее музыкальное произведение, художественное творение, картины природы. Это всё только отдалённое эхо того, что хочешь. И чувствуешь и в нём то же самое неполное и мгновенное отражение чего–то того, к чему стремишься».
В книге Ш.А.Амонашвили «Баллада о воспитании» читаем: «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. – Это пишет Лев Николаевич Толстой и продолжает, - но каждый час жизни, каждая минута времени увеличивает пространство, количество и время тех отношений, которые во время его рождения находились в совершенной гармонии, и каждый шаг, и каждый час грозит нарушением этой гармонии, и каждый последующий шаг, и каждый последующий час грозит новым нарушением и не даёт надежды восстановления нарушенной гармонии».
Чувство гармонии или целостности бытия тех, кто способен его испытывать делает счастливыми. При этом счастье каждого не мешает состояться счастью другого. Более того, если ты носитель этого чувства, то тебе хочется подарить его всем окружающим. Вот почему о счастливом человеке говорят, что он излучает свет.
При ощущении целостности бытия перестают существовать границы твоего тела, всё окружающее становится родным и близким, и всё наполняется светом. Для меня было неожиданно, что такое же чувство иногда испытывают космонавты на орбите. Космонавт Эдгар Митчелл рассказывал, что он пережил на Луне, когда взглянул на Землю со стороны. Он вдруг почувствовал: «Я стал частью вселенной, вся вселенная стала частью меня. …
Я пребывал в состоянии невыразимой радости; это был один из тех редких моментов жизни, когда кажется, что стоит протянуть руку и вы прикоснётесь ко Вселенной; на вас нисходит интуитивное озарение, и вы начинаете постигать настоящее значение истины».
Это чувство свойственно всем детям, поэтому мы называем детство счастливой порой жизни. Все сложности, переживаемые детьми, не могут разрушить их умение во время игры сливаться с миром, в найденном стёклышке увидеть сокровище и самым важным в жизни считать дружбу ребят своего двора. По словам Владислава Крапивина в детстве у каждого есть свой Остров. «Остров – это место, где человек может быть радостен и тревожен, счастлив и несчастен, но даже в тревогах и печали на Острове всё честно и ясно. И самому хочется быть честным душой, чтобы Остров, который ты открыл, принял тебя…».
Когда человек взрослеет, это чувство вытесняется суетными делами и день, прожитый без него, становится потерянным. Философ Иван Ильин так описывает это состояние взрослого человека, к сожалению, так хорошо знакомое каждому из нас: «Жизнь становится вращением вокруг себя самого, как если бы ни на земле, ни в небе не было ничего лучшего, высшего… Человек слепнет и глохнет для всего остального страдающего мира; живая ткань Божия, ради которой только и стоит жить на земле, как бы перестаёт существовать для него. И день проносится в душе, мёртвый и пошлый; и уходит в прошедшее, как нерасцветший цветок». Иногда, в своей учительской жизни, анализируя прошедший день, могу сказать словами Ивана Ильина: «День был пропащий, потому что всё прекрасное и нежное на свете не существовало для меня. Птички не пели мне. Цветы не радовали мою душу и не благоухали мне. Я не видел ни одной детской улыбки. Я совсем не мечтал о красоте. Холодный ветер проносился надо мною, как над уличным фонарём. Я даже не помню, было ли вчера солнце на небе. И самое внутреннее пение моё, вечно поющее во мне о далях и глубинах, смолкло, и ручей его иссяк. Мир, как нежная тайна, мир, как живой гимн, мир, как чудо Божие – не существовал для меня».
Задача учителя - сохранить в себе умение переживать целостность бытия, пение своего сердца для того, чтобы в этих условиях воспитывать и учить детей. «Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям свои знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребёнка»,- пишет В.А.Сухомлинский. Урок наполнен энергией мысли учителя, и потому информация на уроке становится живым жизненным опытом её носителя – учителя. «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технология нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - отмечает В.А.Сухомлинский. Где брать учителю свет, который будет наполнять его уроки? «Из собственного духовного мира учителя»,- читаем в книге Ш.А.Амонашвили «В Чаше ребёнка сияет зародыш зерна культуры». Если этот мир населён образами возвышенными и прекрасными и устремлён к самоусовершенствованию. «Говоря иначе, то, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников», - продолжает Ш.А.Амонашвили. Это образы великих людей, образы Красоты, образы, которыми мы восхищались ещё в детстве, образы наших учителей и, конечно же, образы природы.
Учителю в суете повседневности необходимы моменты, когда он созерцает полёт птиц, рассматривает неповторимый узор жилкования листа, закат солнца или облака, когда в шуме дождя, прислушиваясь, начинает различать голос каждой капли, а в ворковании голубя – целую историю любви. Учитель несёт в себе целостность бытия и через неё воспитывает и обучает ребёнка. Природа построена по удивительно гармоничным и правильным законам. Всё живое следует этим законам согласно своим инстинктам, а человеку дано их постигать, осознавать и выполнять, руководствуясь свободой своей воли.
Мы многое придумываем для того, чтобы оправдать своё желание приспособить законы природы под свои потребности, а потому страдаем от нарушения гармонии. Внутренний мир человека становится разорванным и несёт хаос во внешний мир. Детям свойственно стремление к гармонии. Хаотическое состояние души учителя не может питать его мысли светом, и потому всё, что говорит учитель в таком состоянии, не принимается детьми. В погоне за ценностями материального мира мы утрачиваем свет, свою целостность.
Методики, технологии, современные интерактивные методы – это только упаковка. В неё можно спрятать пустоту и хаос своей души или, через неё раскрыть душевную красоту и целостность. Заходя в класс, учителю необходимо привести в порядок свои мысли и чувства, и только тогда он сможет нести детям свежесть утра, тепло улыбки близкого человека и ощущение целостности бытия.
В.И.Вернадский в последнее десятилетие жизни подошел к осмыслению так называемого «чувства природы» или «любви к природе», которое выразил в приведенных ниже обобщениях.
«1.Чувство природы – самостоятельная область духовной жизни человека наравне с другими видами его духовной деятельности: музыкой, религией и искусством.
 2.Чувство природы – единство человека с окружающим, со всем сущим, с Мирозданием - является особым духовным состоянием человека, играет огромную роль в его творческой деятельности, способно вызывать глубокие переживания, охватывающее всё существо человека.
 3. Непрерывная связь с природой и творческая деятельность человека наедине с нею способствует более глубокому постижению окружающего мира.
 4. Этической стороной поддержания и постоянного «воспроизводства» в человеке чувства природы служит «общение с красотой Космоса», с миром видимой, слышимой, ощущаемой, полностью не выразимой в слове Природы».
Чувство природы – это своеобразная защита от разрушения внутренней целостности. Если учитель обладает этим чувством, то обращение к миру природы восстанавливает нарушенное внутреннее равновесие. Целительное действие гармонии природы подобно действию храма или святого места. Для ребёнка природа – источник образов, без которых не развивается его мышление. «Мы, учителя, не учим ребёнка мыслить с первых же шагов школьной жизни, закрываем перед его глазами дверь в пленительный мир окружающей природы и он уже не вслушивается в журчание ручейка, в звон весенней капели, в песню жаворонка, он заучивает лишь сухие, бесцветные фразы обо всех этих удивительных вещах. … Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями и представлениями, чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана ещё более стройным сооружением – природой». (В.А.Сухомлинский)
Учитель живёт уроками. Урок – это отрезок жизни учителя и учеников, он имеет свое положение в пространстве и времени и не может быть пережит заново, переписан на чистовик.
«Хороший учитель, если говорить так, как оно есть, - не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок». (В.А.Сухомлинский)
Что я знаю о хорошем уроке? Согласна со словами В.А.Сухомлинского, что вся жизнь учителя – подготовка к хорошему уроку. В моей педагогической практике не получается так, чтобы все уроки были хорошими. Уроки бывают разные, но к хорошему уроку ты идёшь всю жизнь, и он делает тебя и детей лучше. Если в вашей жизни были такие уроки, то вы состоялись как учитель и знаете, что такое счастье. Хороший урок всегда целостен, в нём всё гармонично и живо. Этим он учит и воспитывает детей и выращивает хорошего учителя. На нём учитель и ученики вместе переживают целостность бытия, а пережив её, стремятся к этому чувству вновь и вновь на других уроках.
В моей учительской жизни были хорошие уроки. Знаю из своего опыта, что хороший урок строится по определённым правилам и требует от учителя искренности, света и поющего учительского сердца. Расскажу о том, как это получалось у меня.
Хороший урок начинается не после звонка, а задолго до самого урока, его начало - в мыслях и сердце учителя. Урок может «рождаться» за письменным столом или по дороге домой в шуршащих листьях парка, главное, чтобы в это время ты оставался наедине с самим собой и с Вечностью. Что должен взять учитель с собой, когда «вынашивает» урок? По словам китайского мудреца Лао- Цзы «… Три драгоценные вещи, которым я следую и которые бережно храню.
Первая называется глубокое "чувство любви", которая ни от чего не зависит.
Вторая называется "умеренность",
Третья называется "отсутствие стремления быть самым главным"».
Очень важно, когда ты только начинаешь думать об уроке, не дать проявиться тщеславию, нарушить правило золотой середины или утерять чувство любви. Показать себе и ученикам с помощью предмета, как прекрасен мир и в этом мире каждый может быть счастлив - это основная цель урока.
Думая об уроке, я пытаюсь перенести в мысли о нём все лучшее, что было у меня: и ласковый мамин голос, и солнечных зайчиков в моей детской, и красоту туманных Крымских гор, и даже легкий ветер, перебирающий листву старого ореха под моим окном. Представлю конкретные детские лица, хочу, чтобы все лучшее, что есть в нас, помогло состояться уроку. Урок продумываю в особенном состоянии, можно сказать, молитвенном. После раздумий на бумагу переношу этапы урока, схемы, блоки, всё естественно и взаимосвязано, как в жизни, то, что не гармонично, вычёркивается. Переживаю урок, которого еще нет, но именно мои переживания наполняют его бестелесную оболочку.
Этот этап я называю развитием мыслеобраза урока.
Второй этап- подготовка к уроку в классе. Это также особое действо и требует выполнения определенных правил. Как в театре зритель не знает о том, что для него готовится за занавесом, так и для учеников таинство подготовки учителя к началу урока должно оставаться закрытым. Перед уроком 10-15 минут учителю нужно побыть наедине с доской и классной комнатой. В сосредоточенности, без суеты учитель дает возможность мыслеобразу войти в класс. Наглядные пособия, схемы на доске, как декорации будут появляться постепенно, подводя всех к кульминации урока.
Третий этап - начало урока, организационный момент, как называют его в методической литературе. Начальный этап урока - самая малая его часть. Она должна быть проведена так, как будто Свет всех звезд и всех Солнц для вас собрался в этих детях, именно для них ваша жизнь сейчас. Здесь важно все: интонация, паузы, улыбка, внешний вид учителя, даже запах и то, что стоит на учительском столе. Самыми главными являются искренность учителя и пение его сердца.
Четвертый этап урока. В методической литературе его называют мотивацией. Учитель создает условия для мотивации детей, но она должна затрагивать интересы не только учеников, но и учителя, иными словами, мотивация призвана объединить интересы всех, в том числе и учителя в едином устремлении к цели. Целью хорошего урока всегда является воспитание нравственности учителя и учеников.
Урок представляет собой совместный поиск истины. Учитель не может знать, как и дети, единственного и окончательного ответа. Искусство учителя заключается в том, чтобы сложный материал темы сделать живым и доступным. Для этого он привносит в урок свой жизненный опыт, вот здесь очень важно поёт его сердце или окаменело, есть в нем ощущение целостности бытия или нет. Учитель и ученики – это части одного целого на уроке, если исходить из допущений Гуманной Педагогики, то главное в этом целом – духовное содержание и общность. Из духовного содержания будут возникать подсказки учителю, и он сможет так организовать урок и мотивировать его, чтобы после урока ребёнок и сам учитель стали нравственно богаче.
Пятый этап урока - актуализация знаний и раскрытие содержания темы. У учителя имеется широкий спектр форм и методов, направленных на раскрытие содержания темы. Все они должны реализовывать стремление учеников к развитию. Учителю нужно так продумать этот этап, чтобы ученики, опираясь на свои знания, получали новые. Учитель не только помогает получать знания, а без насилия и «чтений морали» воспитывает нравственность своих учеников. Он создаёт ту среду на уроке, в которой могут проявиться лучшие нравственные качества ребёнка.
Биология – наука философская, что может быть интереснее, чем погружение в глубину мыслей великих людей. На уроки биологии нужно вводить образы великих мыслителей и философов, напитывать пространство урока присутствием тех людей, чьи сердца пели для нас. Если мы говорим о строении генома человека, почему бы не задуматься над тем, кто такой человек? Говоря о структуре ДНК, этапах биосинтеза как основе жизни, почему бы не вспомнить слова Канта о моральной сути человека. Человек – это не просто набор биохимических процессов, поддерживающих жизнь – это нечто большее. Канта волновали звездное небо над нами и моральный закон внутри нас. Почему он соединяет эти, на первый взгляд, не соединимые понятия? Учеников 10 класса тоже волнует этот вопрос, они выдвигают различные мнения. Одно из них: «Звездное небо и моральный закон внутри нас имеют единое происхождение и развиваются по единым законам». Главное в уроке: понять всем нам вместе, что человек не просто биологическое существо. Он несет в себе то, что роднит его со звездным небом, и значит он нечто большее - КТО ЖЕ ОН?
Пусть мои ученики задумаются над этим и восхитятся, пусть почувствуют счастье от того, что они – люди, живут на этой Земле, несут в себе моральный закон, подобный звездному небу. Будем пытаться определить для себя, что такое моральные и аморальные поступки человека. Подойдём к выводу, что человеческое общество - часть биосферы Земли, предложим гипотезу о влиянии биосферы Земли на планеты Солнечной системы, может быть, и дальние миры. Если же человек ведет себя аморально, кто или что его остановит? Незаметно подойдём к еще более удивительной гипотезе: механизм самоуничтожения, как и саморазвития, заложен в каждом человеке – это его «спящие гены». Не нужно давать никаких законченных формулировок, необходимо создать такие условия, когда формулировать гипотезы начнут дети. Помогу им это сделать искренней верой и поддержкой.
Шестой этап - подведение итогов и домашнее задание.
Главный итог урока - это отношение к нему учеников, необходимо дать высказаться детям по поводу всего, что они пережили в течение 45 минут. Домашнее задание, кроме изучения параграфов, может содержать просьбу учителя об оформлении своих гипотез по поводу изученного. Задание должно способствовать высказыванию учениками своего мнения, а учитель, если он хочет воспитывать нравственность ребёнка, не пропустит это мнение, проявит к нему интерес, восхитится им, будет стимулировать дальнейший поиск ученика. Конечно же, на это уходит гораздо больше времени, чем на обычную проверку контрольных, практических и лабораторных. Но только такой подход может привести к воспитанию благородного человека.
Все этапы урока органически связаны и образуют его живое тело. Учитель – это сердце урока, он может вложить в урок только то, что несёт в своём духовном мире, поэтому так важна его нравственная целостность. Он создаёт условия для возникновения особых отношений искренности и доверия между всеми участниками урока за счет своего внутреннего состояния, излучающего искренность и доверие. От учителя требуются не только качественные знания, но и качественные мысли, и духовные устремления. Через себя он несёт красоту мира и целостность бытия, если способен их замечать. Если же не способен, то что хорошее он может принести? Для каждого учителя должно быть правило:
«Учитель «приводит в порядок» свой внутренний мир, а только после этого заходит в класс».
Труд учителя – бесконечное внутреннее самоусовершенствование, которое через череду плохих, средних и не очень плохих уроков ведёт к Хорошему уроку. Остановок в развитии не существует, и на вершине Хорошего урока учитель начинает видеть горизонты других Хороших уроков, наполняющих его жизнь целостностью бытия. Школьный учитель – вечный ученик, для которого никогда не звенит последний звонок. По словам Лао-Цзы: «...тот, кто исполнен любви, сражается и побеждает, обретая контроль над своими чувствами, становится крепче! Небо содействует ему, заботясь о нем с терпением и любовью!»
Бак Виктория Фёдоровна, учитель биологии УВК №11 г. Артёмовска Донецкой области, учитель-методист, «Отличник образования Украины», «Рыцарь Гуманной Педагогики».
ВЗЯТО С САЙТА http://dagligakulturi.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий